//--> //-->

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
 

 Районный семинар

17-11-2015, 12:36 от gusarovaae74 Всё для музыкального руководителя

ДОКЛАД
Тема
«Развитие музыкальных способностей дошкольников с использованием элементов экологического воспитания»




Музыкальный руководитель
Гусарова Александра Евгеньевна


Цель: воспитание гармонично развитой личности; развитие музыкально-эстетических представлений и художественно-творческих способностей детей.
Задачи:
1. Развивать интерес к музыкальному искусству, значение которого является важным показателем духовной культуры человека;
2. Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки: различать звукоподражания некоторых явлений природы, созвучных той или иной картине природы, времени года;
3. Развивать эстетические чувства детей, чувство прекрасного в жизни и в искусстве, составляя образы природы, выраженные различными видами искусств (живописью, поэзией, музыкой)
4. Расширять представления детей о возможностях музыки, передавать не только голоса животных и птиц, но и подражать тембрам музыкальных инструментов и игрушек).


Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить понимать и любить музыку, но и через музыку видеть прекрасное в окружающем нас мире.
Дошкольный возраст – важный этап развития экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе, позитивное отношение к природе, к окружающему миру. В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-целостное отношение к окружающему, формируя основы нравственно-экологической личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Наша задача - воспитать отзывчивых и добрых детей, научить их экологически грамотному поведению в природе, гуманному отношению ко всему живому.
Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является музыка. Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира.
Целенапраленная работа по развитию музыкальных способностей дошкольников с использованием элементов экологического воспитания предусматривает следующие принципы:
1. Тематический принцип: он позволяет раскрыть специфику языка музыки и связи искусства с жизнью. Этот принцип систематизирует знания, полученные детьми, способствует поддержанию интереса к образовательной деятельности. Например, в младшем возрасте дети слушают произведения, доступные им по эмоционально - образному содержанию (весёлые, шутливые, спокойные, грустные). Постепенно представления детей о чувствах, выраженных в музыке, расширяются ( тревожные, взволнованные, решительные, тоскливые, печальные), становится богаче «словарь эмоций».
2. Концентрический принцип (повторяемость тем): Дети применяют усвоенное и познают новое на следующем этапе музыкального и общего развития, что побуждает к обобщениям, фиксации оценок, запоминанию полюбившихся произведений, известных понятий, закреплению сформированных в различных видах музыкальной и художественной деятельности умений и навыков, способствует творческому их использованию.
3. Принц контрастного сопоставления:
Контрастное сопоставление произведений способствует проявлению и выражению эмоционально-оценочного отношения ребёнка к искусству – первоначальных предпочтений, эмоциональных интеллектуальных оценок.
Существует ряд заданий с различными видами контрастных сопоставлений:
-сопоставление произведений одного жанра: «Королевский марш львов» К. Сен-Санса – торжественный, грозный и «Марш зайчат» А.Жилинского – озорной, шутливый.
- пьес с одинаковыми названиями: «Кукушка» А.Аренского – печальная, грустная», а «Кукушка» М. Красева – лиричная, светлая.
- контрастных произведений: «Котик заболел», «Котик выздоровел» А.Гречанинова.
- интонаций музыки и речи;
- различных вариантов интерпретации одного произведения – оркестровое звучание и сольное.
4. Принцип синкретизма: предполагает взаимосвязь разных видов художественно-эстетической деятельности при объединяющей роли восприятия, «творческого слушания» музыки, которое позволяет выявить отношение детей к услышанному, проявить свою позицию, побуждает к творческой эстетической активности в следующих формах:
- музыкально-ритмические движения,
- подпевание, пение, певческие импровизации, дирижирование,
- игра на детских музыкальных инструментах,
- рисование, восприятие произведений изобразительного искусства,
- чтение стихотворений, сочинение сказок, игр-драмматизаций с использованием фольклора и песенных импровизаций,
- постановка музыкальных сказок, кукольных спектаклей.
Музыка в сочетании с художественной литературой , живописью углубляет понимание художественного образа, эмоционально обогащает его восприятие.
С точки зрения Н. С. Дежниковой, Л. Ю. Ивановой – связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
Музыка имеет первостепенное значение в развитии способности к эмоциональному восприятию окружающего мира. Музыкальные образы создаются при помощи комплекса средств музыкальной выразительности и являются эмоциональным отражением образов реального мира. Особенность музыки, ее эмоциональная сила заключается в способности показать богатый мир чувств человека, возникших под воздействием окружающей жизни.
Недаром величайшие композиторы прошлого и современности в своём творчестве теме природы отводили большое место. Нам известны музыкальные циклы "Времена года" П. И. Чайковского, А. Вивальди и А. К. Глазунова. В них авторы с помощью музыкальных средств рисуют яркие, красочные и поэтичные картины природы.
Тема экологии в повседневной жизни всегда рядом с детьми в любых видах музыкальной деятельности:
1. Музыкально-ритмические движения: Дети выполняют музыкальные этюды, изображая деревья, цветы и животных.
2. Восприятие музыки обязательно сочетается с танцевальными движениями (представляя себя то бабочкой, то птичкой, то дождинкой или снежинкой, ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образа, эмоциональную окраску, которую даёт музыка).
3. Развитие голоса и усвоение певческих навыков: Уже в младшем дошкольном возрасте дети воспринимают образы животных в игрушках, а взрослые, обыгрывая их, напевают потешки, песенки-прибаутки, считалочки, песенки-небылицы («Кисонька-Мурысонька», «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая» и т. д.)
Дети постарше с удовольствием слушают и поют песни про животных, птиц и насекомых («Песенка про кисоньку» Б. Брянского, «В траве сидел кузнечик» Н. Носова, «Птичка» Д. Тухманова и т. д.)
Дети сопереживают зайке, который заболел, кормят зернышками птичку, поют песенки собачкам и кошечкам, подражают в песенках крику и пению животных и птиц. Как остаться равнодушным, когда дети поют песни о березке, красоте яблоньки, расцветающей весной, о листочках, которые падают с деревьев, про грибочки, поясняя заодно про съедобные и несъедобные; слушают и поют песни о том, как красив наш край, о солнце, о листве – обо всем, что нас окружает.
4. Музыкально-дидактические игры, помогающие в решении не только музыкальных задач ( развитии звуковысотного, тембрового и динамического слуха, ритмического слуха ), но и задач экологической направленности.
5. Музицирование (импровизируя на детских музыкальных инструментах, дети находят различные способы передачи звуков окружающей природы: голоса птиц, весенняя капель, скрип снега под ногами, шелест листвы, шаги медведя, и т. д.),
6. Игры: игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Пальчиковые игры, связанные по тематике с природой например, «Гриб-грибок», «Паучок», «Апельсин» и др., народные подвижные и хороводные игры «Васька-кот», «Ворон», «Репонька-репка».
7. Праздники и развлечения, игры-драматизации, конкурсы, посиделки, театрализованные представления .
Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие музыки тесно связаны с работой воспитателя. Музыка может входить как составная часть в образовательную деятельность.


Возможны различные задания в процессе образовательной деятельности:

1. Предложить ребенку прослушать музыкальное произведение и соотнести его с увиденным в природе во время прогулки, экскурсии. Например: дети прослушивают различные музыкальные фрагменты и выбирают те, которые, по их мнению, отражают характер погоды.
2. Предложить выбрать музыкальное произведение, напоминающее ему тот или иной природный объект, который они изучали в процессе образовательной деятельности. Например: определите музыку, которая напоминает полет шмеля, бабочки, стрекозы.
3. Показать детям картины (пейзажи) и предложить подобрать к ним соответствующую музыку. Например: рассмотреть с ними картины, где изображены разные времена года, и предложить послушать небольшие фрагменты произведений А. Вивальди или П. И. Чайковского «Времена года»
4. Музыку целесообразно включать при рассказывании сказки. Но при этом необходимо позаботиться, чтобы музыка не нарушала целостности сказочного образа, а наоборот дополняла его. Удобно вводить музыку в такие сказки, на текст которых написаны оперы или детские музыкальные игры.
(«Сказка о царе Салтане», «Теремок», «Гуси-лебеди»). Исполнение песен по ходу сказок придает им особую эмоциональность.
5.Повторение песен, содержание и мелодия которых напоминают природные объекты и явления. (голоса животных и птиц)
6.Музыка может быть использована и при проведении бесед на разные темы. (О временах года, наступающем празднике, о Родине и т.д.)
7. Предложить детям исполнить танец, отражающий особенности природных объектов, (например: танец бабочек, танец цветов). Дети, изображающие капельки, танцуют под быструю, веселую музыку, напоминающую капель. Затем появляется Снежная Королева, и, дотронувшись до каждого ребенка волшебной палочкой, превращает его в сосульку. Меняется музыка, и дети танцуют, делая скованные движения, темп их танца замедляется. Затем появляется Солнце, и дети-капельки вновь двигаются под музыку, звучащую вначале.
8. Музыкальные подвижные игры, в которых дети перевоплощаются в разных животных или растения, в объекты неживой природы (камни, ручейки)
9. Между музыкальным воспитанием и изобразительной деятельностью тоже легко наладить взаимосвязь. С одной стороны, музыка углубляет те впечатления, которые дети выразили в рисунке или лепке. С другой - дает материал для ее проведения. Темой рисунков, лепки, аппликации может быть содержание хорошо знакомой песни или программного инструментального произведения. Таким образом, объединение музыкальной и изобразительной деятельности помогает ребенку в восприятии каждого вида искусств.
Музыка, включаемая воспитателем в различные моменты повседневной жизни детей, вызывает у них положительные эмоции, радостные чувства, создает приподнятое настроение. Рекомендуется чаще использовать народные песни, прибаутки. Их тонкий юмор, яркая образность обладают гораздо большей силой воздействия на поведение ребенка, чем нравоучение или прямое указание.
В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. И поэтому я считаю, что формирование экологической культуры детей средствами музыки – это более успешное и продуктивное воспитание.

Материалы к семинару можно скачать:Яндекс.Диск
1. Презентация к докладу «Развитие музыкальных способностей дошкольников с использованием элементов экологического воспитания»
2.Конспект образовательной деятельности по музыке в младшей группе "Путешествие в зимний лес!
3.Иллюстрация к занятию.
4.Конспект образовательной деятельности по музыке в подготовительной логопедической группе "Зимушка-зима":
Иллюстрация к занятию "Домик зимы",
Портрет А.Вивальди,
Иллюстрация к песне "Зима"
5. Практическая часть:
Музыкально-дидактическая игра "Сколько птичек поёт?"
Словесно-музыкальная игра "Зимующие птицы"








Просмотров: 945 Комментариев: 0
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 
banner
Логин:
Пароль:

Добро пожаловать!

Вы вошли как гость, рекомендуем Вам авторизироваться либо пройти процесс регистрации. Если Вы забыли пароль, то Вы можете его восстановить.
Навигация

ОФОРМЛЕНИЕ ГРУПП И ДЕТСАДА РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ АУДИОСКАЗКИ МУЗЫКА ДЕТЯМ ВСЁ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ВСЁ ДЛЯ ДЕФЕКТОЛОГА ВСЁ ДЛЯ ЛОГОПЕДА ВСЁ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ВСЁ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ ВСЁ ДЛЯ ПСИХОЛОГА УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ДУО КРУЖОК В ДЕТСКОМ САДУ ВСЁ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ СДАЁМ НА КАТЕГОРИЮ ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ

ЗАРАБОТОК В ИНТЕРНЕТЕ

Посетители за сегодня

Всего на сайте: 11
Пользователей: 0
Гостей: 11
ppu-pro_pync

Мини статистика

Юзеры 11857 (+2)
Новости 3369 (+0)
Коменты 0 (+0)
Онлайн 0
Дата 02:15

Партнёры:

Реклама:
Самые популярные статьи Все статьи
Опрос на сайте Вам нравится наш сайт?
Лучший из подобных
Неплохой такой
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился

ТОП пользователей
Переходы

File engine/modules/SearchQueries/show.php not found.

Архив новостей
Сентябрь 2020 (32)
Август 2020 (42)
Март 2020 (45)
Февраль 2020 (3)
Январь 2020 (36)
Декабрь 2019 (20)